Главное меню

Счетчик посещений

Сегодня7
Вчера59
На этой неделе214
В этом месяце1099
Всего71404

Информация о посетителе

  • Ваш IP : 54.166.199.178
  • Браузер: unknown
  • Версия браузера unknown
  • Операционная система unknown

Кто сейчас на сайте

2
Онлайн

19.10.2017 02:07
Разработано CoalaWeb

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Опыт использования в логопедической практике коррекционно-развивающей онлайн-помощи в условиях центра ППМСП

Сегодня в нашей стране насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всей детской популяции, из них около 700 тысяч детей-инвалидов). А количество учреждений, ведущих работу по оказанию им социальной, медицинской, а в особенности – психолого-психологической помощи не так уж и много.

Активная разработка, развитие и применение интернет-технологий в различных аспектах жизнедеятельности человека существенно меняет все стороны нашей жизни, в том числе и в сфере образования. Современное образование всех уровней уже немыслимо без информационно-коммуникационных технологий [2].Ведущие отечественные специалисты в области дистанционного обучения отмечают, что «данные технологии требуют другого подхода к организации учебного процесса, представляют значительно больше разнообразных способов представления информации, выводят на совершенно другой уровень организационно-самостоятельной работы обучающихся, требуют переосмыслить роль преподавателей» [1, с. 3]. Внедрение современных информационных технологий в учебный процесс имеет особую значимость при обучении детей с ОВЗ, детей страдающих различными формами заболеваний, ограничивающими возможность посещения школы, занятий специалистов. В соответствии с вступившим в силу Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, учебный процесс строится с учетом использования различных форм современных информационно-коммуникационных технологий.

Сегодня дистанционная форма работы со взрослыми и детьми уже прочно утвердилась в образовательной практике. Она в ряде случаев удобна для клиентов, например, в условиях дефицита времени. Кроме того, позволяет сохранять большую конфиденциальность, ведь клиент может назваться любым именем, да и внешние особенности, которые говорят о человеке не меньше, чем слова, остаются скрытыми от специалиста. Для многих родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, для которых затруднено передвижение в большом городе, или они проживают в удаленном населённом пункте от учреждений, где возможно получение помощи, подобные формы становятся, чуть ли не единственно доступными.

В 2016 году на базе БУ ВО «Тотемский центр ППМСП» (далее центр) начал свою работу проект «Помощь-онлайн» (далее - проект). Целью проекта является повышение доступности предоставления квалифицированной психолого-педагогической консультативной, коррекционно-развивающей помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, их родителям (законным представителям) и педагогическим работникам, проживающим на территориях Бабушкинского, Верховажского, Тотемского и Тарногского муниципальных районов и не имеющим возможности лично обратиться в центр ППМСП.

Использование технологии оказания психолого-педагогической коррекционно-развивающей онлайн - помощи предоставляет возможность обратиться к педагогу - психологу или учителю-логопеду через интернет и может подойти:

а) людям с ограниченными возможностями здоровья, которым физически сложно добраться до места, где специалист консультирует очно;

б) жителям отдалённых городов и населенных пунктов, где сложно найти специалиста;

в) гражданам, которым финансово и организационно затруднительно обратиться за психолого-педагогической помощью, или просто тем, кто не знает, куда и к кому обратиться вообще в принципе;

г) родителям, занятым дома маленькими детьми;

д) тем, для кого Интернет - основной способ общения с окружающим миром (работа в Интернете, общение с друзьями в социальных сетях, просмотр фильмов и телепередач онлайн, получение информации и образования, покупки в онлайн-магазинах и пр.);

е) тем, кто не уверен в том, нуждается ли он в психолого-педагогической помощи, для прояснения запроса к специалисту, для преодоления психологического «барьера» например, перед очной консультацией.

Проблема оказания психолого-педагогической помощи в отдалённых образовательных организациях, населённых пунктах и отдельным категориям граждан, в настоящее время достаточно актуальна и требуют, как новых инновационных подходов, так и пересмотра существующих психолого-педагогических и организационных технологий, а иногда и рационального совмещения этих решений.

Одна из задач центра – оказание коррекционно-развивающей помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья и их семьям. Психолого-педагогические онлайн занятия происходят с помощью инструментов сетевого общения – (электронной почты, программы СКАЙП). Специалист, использующий программу СКАЙП, работает по графику и предоставляет услуги психолого-педагогической онлайн помощи (в утреннее, дневное, вечернее время). Работа с клиентом строится на договорных обязательствах. Значительная часть занятий проходит в очном режиме на базе центра ППМСП. Другая часть занятий осуществляется форме дистанционного образования посредством программы СКАЙП. Длительность в режиме on-line — занятия – не более 40 - 45 минут.

Анализ полученного опыта проведения коррекционно-развивающих занятий через использование дистанционных форм позволяет говорить о следующем. Во время проведения занятий по скайпу, специалист и клиент имеют визуальную и слуховую связь. Специалист получает возможность видеть эмоции человека, выражение лица, реакцию на поставленный вопрос. Слышать интонации голоса. Он получает невербальные сигналы, позволяющие не только слышать человека, но и видеть те чувства, которые он испытывает. Надо отметить и тот факт, что многие специалисты скептически настроены в отношении онлайн-технологий. Считаю необходимым особо подчеркнуть, что в настоящее время применение дистанционных образовательных технологий лишь дополняет образовательный ресурс, а не замещает его.

Наиболее удачный опыт проведения коррекционно-развивающей работы с использованием программы СКАЙП мы получили при организации занятий по коррекции несовершенного навыка чтения, с обучающимися начальных классов с ОВЗ.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья были разработаны занятия, которые учитывали индивидуально-психологические особенности обучающегося. В основном, дети читают медленнее, чем предусмотрено показателями по темпу чтения школьной программы. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажения звукового состава слов и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного.

В связи с этим, в работе с детьми для повышения качества чтения можно использовать следующие приёмы и материалы работы:

 «Перечёркнутые буквы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Сколько одинаковых букв», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы», «Найди букву среди рядов букв», «Найди нужную букву среди перечёркнутых букв».

Слоговые таблицы с твердыми и мягкими согласными, прямые и обратные. Чтение текстов с картинками и окнами.

Подход, при котором учитывались интересы и возможности обучающегося, позволил получить существенные изменения в развитии речи и навыка чтения, о чем свидетельствуют данные контрольного тестирования. Кроме того, наблюдается повышение мотивации к чтению в целом, взаимодействию, изучению материала, творческой деятельности.

Обобщая опыт организации и ведения коррекционно-развивающего процесса с обучающимися с ОВЗ начальных классов с использованием онлайн помощи, можно сделать следующие выводы:

  1. Использование онлайн технологий дает населению отдалённых городов и населенных пунктов, где сложно найти специалиста возможность получения доступной психолого-педагогической помощи.
  2. Проведение коррекционно-развивающих занятий посредством онлайн повышает у детей с ОВЗ мотивацию к учёбе и к чтению в частности.
  3. Ученик работает в комфортных для себя условиях и в окружении привычных предметов, что положительно сказывается на эффективности занятий.
  4. При проведении занятий с некоторыми категориями обучающихся с ОВЗ требуется контроль со стороны находящегося рядом взрослого (родителя).
  5. Родитель и ребёнок имеют возможность выбрать удобный для себя график обучения и интенсивность занятий.

Опираясь на опыт, полученный на практике, необходимо иметь в виду риски дистанционного взаимодействия школы и семьи:

- полная замена личного общения «родители-специалисты»;

- манипуляции «не было доступа к интернету».

Список литературы:

  1. Семейный кодекс Российской Федерации. — М.: ЛексЭСТ, 2004. – 136
  2. Айсмонтас Б.Б. Психологическое образование на основе дистанционных технологий: опыт, проблемы, перспективы // Психология образования: модернизация психолого-педагогического образования : Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 11-13 декабря 2012. М. : Общероссийская общественная организация “Федерация психологов образования России”, 2012.
  3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И.;Конфликтология. — М.:Этмос, 2001. – 357 с.
  4. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений.- М.: Аспект Пресс, 2000. – 376 с.
  5. Асанова Н.К. Интервью для взрослых о привязанностях/ Методическое пособие. М.: Институт детской психотерапии и психоанализа, 1997.
  6. Психологическая помощь социально незащищённым лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение) Материалы III Международной научно-практической конференции. Москва 2013 Стр. 74, Стр. 239.
  7. . Интернет ресурсы.

.

.

.

Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный портал Российское образование

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Департамент образования Вологодской области

Образовательный портал Вологодской области

Сайт поддержки ГИА в Вологодской области

Официальный интернет-портал правовой информации

Независимая оценка качества