Главное меню

Счетчик посещений

Сегодня13
Вчера38
На этой неделе51
В этом месяце1414
Всего65431

Информация о посетителе

  • Ваш IP : 54.80.111.72
  • Браузер: unknown
  • Версия браузера unknown
  • Операционная система unknown

Кто сейчас на сайте

1
Онлайн

27.06.2017 07:41
Разработано CoalaWeb

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Как защитить своего ребенка от насилия

Вложения:
Скачать этот файл (Буклет Насилие.doc)Буклет Насилие.doc[ ]393 Кб

Это вовлечение зависимых, незрелых в детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают (понимают), на которую они не могут дать информированное согласие, или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли (Kempe 1978).

Основные виды сексуальные злоупотребленияпо отношению к детям (D.Finkelhor)

 

Cексуальная эксплуатация детей, злоупотребление их беспомощностью для непосредственного удовлетворения собственных сексуальных потребностей взрослого или в коммерческих целях;

Подавление детской сексуальности, будь то физическое повреждение половых органов ребенка или очернение и подавление его нормальных сексуальных интересов;

Эротизация детей, то есть создание среды, которая может искусственно стимулировать детскую сексуальность в ущерб другим задачам развития.

Последствия сексуальных посягательств

Последствия сексуальных посягательств зависят от:

возраста ребенка

ситуации насилия

поддержки окружения

получения им психологической и медицинской помощи

Дети зачастую не осознают, что с ними делают, их "добровольность" может быть фиктивной. Он также обращает внимание, что в области сексуальных злоупотреблений детьми бытует много ложных представлений. Более 30 возрастных признаков – индикаторов. К ним относятся как:

-- физические проявления (разнообразные повреждения половых органов, травмы, расширение ануса, потертости, ранняя беременность подростков, инфекционные болезни, передающиеся половым путем, проблемы с приемом пищи, повторяющиеся физические расстройства, боль в животе, горле, рвота без видимых причин).

-- поведенческие проявления определяются в соответствии с возрастом:

Возраст 3-4 года:

. чрезмерная мастурбация;

. частая демонстрация гениталий;

. сексуальные игры навязчивого характера, хотят сделать что-нибудь маленькой сестре или брату;

. поведение ребенка становится сексуальным;

. периодические ночные кошмары;

. энкопрез и анурез;

. нарушения сна;

. боязнь оставаться наедине с взрослым, братом, сестрой или идти в детский сад;

. регрессивное поведение;

1. Возраст 4-6 лет:

. чрезмерная мастурбация, частая демонстрация гениталий;

. сексуальные игры навязчивого характера, хочет сделать что-нибудь младшей сестре или брату;

. агрессивное сексуальное поведение с детьми;

. псевдовзрослое поведение;

. некоторая враждебность и агрессивность поведения, уменьшающаяся при

взрослении;

. ребенок ни на что не жалуется во время осмотра (ребенок боится);

. нарушения сна;

. боязнь оставаться наедине с взрослыми и сверстниками, нежелание идти в детский сад.

. устраивает поджоги.

. регрессивное поведение

. соматические жалобы.

2. Возраст 6-8 лет:

. сексуальные игры навязчивого характера со сверстниками;

. усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам;

. нерегулярное посещение школы или приходит рано и уходит поздно;

. внезапное ухудшение успеваемости;

. не может найти друзей и ему никому не верит;

. не может сконцентрировать внимание.

3. Возраст 8-10 лет:

. сексуальные игры навязчивого характера;

. усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам;

. нерегулярное посещение школы.

Возраст 10-12 лет:

. социальный уход;

. агрессия по отношению к сверстникам;

. нерегулярное посещение школы и несвоевременный приход и уход;

. внезапное ухудшение успеваемости;

. никому не верит;

. не может сконцентрировать внимание;

. часто прогуливает школу;

. приходит в школу рано – уходит очень поздно;

. начальные признаки клинической депрессии.

Возраст 12-18 лет:

. симптомы клинической депрессии;

. нарушения сна;

. суицидальные наклонности;

. изоляция от окружающих;

. побеги из дома;

. промискуитет;

. асоциальное поведение;

. не участвует в школьных мероприятиях;

. аддитивное поведение (никотин, алкоголь, наркотики);

. совершение преступлений.

Наличие у ребенка симптомов или поведенческих индикаторов, перечисленных в данном разделе, позволяет нам поставить один из двух диагнозов: плохое обращение с ребенком (педагогическая запущенность) или злоупотребление ребенком. Среди таких детей сексуальное насилие в детстве пережили 31%, жестокие телесные наказания родителями перенесли 41% испытуемых, более 92% девушек росли в семейной ситуации, для которой характерно либо отсутствие матери (смерть матери, уход матери из семьи после развода), либо наличие матери, неспособной воспитывать детей (матери-алкоголички) и, таким образом, ее "эмоциональное отсутствие", либо появление фигуры отца или отчима, угрожающей как матери, так и дочери.

Васильев В.Л., Мамайчук И.И. О некоторых вопросах судебно- психологической экспертизы несовершеннолетних // Вопросы психологии 1993.[9].

Сексуальное насилие над ребёнком - это не только прямое физическое насилие, но и вовлечение ребёнка в сексуальный контакт со взрослым в любой форме:

· Ласки, ощупывание, целование ребёнка посторонним человеком.

· Рассматривание половых органов ребёнка.

· Демонстрация своего обнажённого тела или своих половых органов ребёнку.

· Подглядывание за ребёнком во время раздевания, купания, в туалете.

· Онанизм  в присутствии ребёнка.

· Принуждение к онанизму в присутствии взрослого.

· Принуждение ребёнка к манипуляции с половыми органами взрослого.

· Показывание ребёнку порнофильмов и порнокартинок.

· Порновидео и фото съёмка ребёнка.

Физические признаки сексуального насилия:

· Порванное, запачканное или окровавленное нижнее бельё.

· Гематомы, синяки в области половых органов.

· Кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов.

· Гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бёдрах.

· Боль в животе.

· Повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей.

· Венерические болезни.

· Неожиданная беременность.

Наиболее распространённой формой сексуального насилия является насилие взрослого родственника (мужчины или друга семьи) над девочкой-подростком. Отчимы или приятели матери чаще совершают насилие, чем родные отцы. Насилие часто повторяется в течение некоторого времени и становятся общей тайной насильника и жертвы. Сначала это может выглядеть как игра с элементами борьбы, щекотки, поцелуями, прикосновениями. Ребёнку рассказывают о половой жизни, показывают эротические и порнографические фотографии, фильмы. После того, как у ребёнка появляется интерес к половым вопросам, происходит переход от теории к практике, растлитель демонстрирует свои половые органы и разглядывает половые органы ребёнка, навязывает ему эротические действия и имитируют половой акт, старается доставить ребёнку удовольствие. Через некоторое время ребёнок сам начинает просить его о таких ласках. С помощью таких манипуляций, а также посулами они добиваются «добровольного» согласия ребёнка, который, конечно же, не способен реально осмыслить все значения совершаемого. Часто ребёнок расценивает такое взаимодействие как знак особого к нему отношения и считает это привилегией.

Становясь взрослыми, жертвы сексуального насилия испытывают трудности при установлении нормальных сексуальных отношений, при налаживании отношений со своими собственными детьми. Многие из них чаще выходят замуж за склонных к насилию мужчин.

Юноши подвергаются сексуальному насилию в основном гомосексуального характера. Такое насилие обычно происходит вне дома, и насильники не являются членами семьи.

Как распознать признаки сексуального насилия:

Изменения в проявлении сексуальности:

· Поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни.

· Соблазняющее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым.

· Сексуальные действия с другими детьми, сексуальные игры, имитация полового акта с характерными стонами и движениями.

· Необычная сексуальная активность: сексуальное использование младших детей, очень частый и демонстративный онанизм, трение половыми органами о тело взрослого, проституция.

Изменения в эмоциональном состоянии и общении:

· Замкнутость, изоляция, уход в себя.

· Депрессивность, грустное настроение.

· Отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности.

· Частая задумчивость, отстранённость (с дошкольного возраста).

· Трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями.

· Терроризирование младших детей и сверстников.

· Прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения.

· Снижение самооценки.

· Мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.

· Боязнь оставаться в помещении с определённым человеком.

· Боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой).

· Головная боль, боли, в области желудка.

Реакция ребёнка на изнасилование проходит в несколько этапов:

В первый день ребёнок находится в состоянии шока, он не понимает, где находится, что происходит.

Затем происходит фаза отрицания, он не верит, что это произошло с ним.

На 3-4-й день возникает депрессия. Ребёнок не хочет жить, не хочет ничего делать. Этот период может длиться до 10 дней, иногда дольше.

Затем ребёнка охватывает гнев, который может быть обращён на насильника, на себя, на родителей или других людей.

Следующий этап-принятие решения. Решения могут быть разными - ребёнок может рассказать кому-то о том, что произошло, или принимает решение молчать. Он может обратиться к кому-то за помощью или попытаться что-то сделать самому, чтобы избавится от тяжёлого состояния.

Если ребёнку вовремя не оказать психологическую помощь, то у него развивается посттравматическое стрессовое расстройство.

Как можно помочь ребёнку это пережить:

- Убедите, ребёнка в том, что вы все равно любите ее (его), и, что в том, что случилось, нет их вины.

- Скажите, что она (он) правильно вел себя во время нападения. Не критикуйте их поведение. Возможно, им пришлось сделать выбор между жизнью и смертью, и то, что они сейчас живы и рядом с вами, говорит о том, что они сделали правильный выбор.

- Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже если нет видимых повреждений.

- Будьте внимательны к тому, что может заставить их чувствовать себя некомфортно. Не подходите к ним незаметно сзади и не трогайте их неожиданно и без разрешения. Возможно, им хочется, чтобы их обняли и ободрили, а возможно, они хотят быть в одиночестве до тех пор, пока не почувствуют себя в безопасности. Не обижайтесь, если им будет трудно открыться вам эмоционально. Уверьте их, что с вами они в безопасности, это поможет восстановить доверие и эмоциональную близость. Но помните, что вам нужна выдержка и терпение: это не такой уж быстрый процесс!

- Поощряйте пострадавшего рассказать о том, что случилось, ей (ему) необходимо выплеснуть свои эмоции. Это может быть сложно, постоянно слышать в деталях, что случилось, может раздражать, а полная тишина и постоянное молчание - пугает. Помните, что для вас сейчас важнее всего то, что нужно пострадавшему. Объясните ей (ему), что, рассказывая о том, что случилось она (он) имеет больше шансов исцелиться. Скажите, что вы в любое время готовы выслушать и поддержать пострадавшего, но не будьте слишком настойчивы.

- Обязательно обратитесь за помощью к психологу!

Что можно сделать, чтобы оградить своего ребёнка от сексуального насилия:

1.Родители должны на доступном для ребёнка языке объяснить, чем нормальные прикосновения (похлопывания, объятия, соприкосновения) отличаются от «ненормальных». Можно объяснить, что «ненормальные прикосновения» это - когда кто-то касается того, что скрыто под трусиками. Обязательно объясните, что ребёнку тоже не следует трогать взрослого в этих местах, даже если взрослый говорит, что в этом нет ничего плохого. Убедите ребёнка, что у него тоже есть право распоряжаться своим телом и говорить «нет», когда прикосновения доставляют неприятные ощущения.

2.Побуждайте детей сразу рассказывать взрослым, если кто-либо прикасался к ним неподобающим образом или делал что-то неприятное для них. Особенно подчеркните, что не будете сердиться на них, и всё будет в порядке, пускай даже этот человек сказал, что если они не сохранят это в тайне, им несдобровать. Важно, чтобы дети поняли: чтобы ни случилось, это не их вина, и им нечего стыдиться.

3.Обсудите, какими приёмами, возможно, будут пользоваться взрослые, чтобы вовлечь их в сексуальные действия. Пускай даже взрослый будет утверждать, что всё в порядке, и он «научит» их чему-то полезному. Учитывая, что многие взрослые прибегают к стратегии «это будет наш секрет», нужно объяснить, чем секрет (что-то, что они никогда никому не расскажут - неудачная идея) отличается от сюрприза (превосходная идея, так как, рассказав о нём чуть позже, можно сделать кому-то приятное).

4.Обсудите способы, с помощью которых можно избежать опасных ситуаций. Скажите, что можно закричать, постараться закричать, попросить помощи.

С психологической точки зрения жестокое обращение с детьми – это эмоциональное насилие, под которым понимается постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку.

К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие возрастным возможностям.

Психологическое или эмоциональное насилие - неспособность родителя или другого лица, заботящегося о ребенке, «обеспечить подходящую для ребенка доброжелательную атмосферу; оно включает действия, оказывающее неблагоприятное влияние на эмоциональное здоровье и развитие ребенка: ограничения его активности, оскорбления, осмеяния, угрозы и запугивания, дискриминацию, неприятие и другие нефизические формы враждебного обращения» (Всемирная организация здравоохранения, 2003)

Психологическое насилие представляет собой, как правило, не отдельные действия и не серию их, а характер отношения к ребенку со стороны родителя или лица, его заменяющего, а также другого значимого лица, от которого ребенок зависит, например, воспитателя, учителя.

Гарбарино выделяет пять форм психологически пагубного отношения к ребенку:

** Отвержение – взрослый не понимает ценности, важные для ребенка, пренебрегает существенно важными для него потребностями.

** Изоляция – взрослый ограждает ребенка от нормального социального опыта, не дает ему заводить друзей, формирует у ребенка представление о том, что он один в этом мире и не может ни на кого полагаться.

** Терроризирование – взрослый словесно оскорбляет ребенка, создавая атмосферу страха и запугивания.

** Игнорирование – взрослый лишает ребенка необходимых стимулов к эмоциональному и интеллектуальному развитию.

** Развращение - ребенка вовлекают в пагубное антисоциальное поведение, что приводит к формированию искаженного представление о социальных нормах, препятствует его социализации.

Другое, но близкое описание дает Д.Глейзер (Великобритания). Она описывает следующие категории отношений между родителем и ребенком, которые можно отнести к психологическому насилию.

Эмоциональная отгороженность – отсутствие реакции на эмоциональные потребности и нужды ребенка.

Враждебное отношение – жесткие наказания, использование ребенка в качестве «козла отпущения», перекладывание на него ответственности за собственные неудачи.

Непоследовательность – противоречивость в реакциях на поступки ребенка, повышенные ожидания и требования, не соответствующие возможностям ребенка.

Неумение признать, что ребенок является самостоятельной личностью, имеет свои границы.

Неумение развивать социальные навыки.

Под физическим насилием понимается, не только нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Но и физические наказания, которые в некоторых семьях используются в качестве дисциплинарных мер, начиная от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие – это действительно физическое нападение (истязание), оно почти, всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой. Под жестоким обращением с детьми при помощи физического насилия понимаются истязания в виде избиении, нанесение ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в том числе и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства. Кроме перечисленного в понятие физического насилия включается так же вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, а так же дачу ему отравляющих веществ или "медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом). Многие авторы отдельно рассматривают попытки убийства ребенка, в том числе через удушение или утопление.

В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания - от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие - это действительно физическое нападение (истязание), оно пoчти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой. Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка.

1. Возраст 0-6 месяцев:

. малоподвижность;

. безразличие к окружающему миру;

. отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы;

. редкая улыбка в возрасте 3-6 месяцев.

2. Возраст 6 месяцев – 1,5 года:

. боязнь родителей;

. боязнь физического контакта со взрослыми;

. постоянная беспричинная настороженность;

. плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль;

. испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.

3. Возраст 1,5 – 3 года:

. боязнь взрослых;

. редкие проявления радости, плаксивость;

. реакция испуга на плач других детей;

. крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.

4. Возраст 3 года – 6 лет

. примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;

. пассивная реакция на боль;

. болезненное отношение к замечаниям, критике;

. заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

. псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);

. негативизм, агрессивность;

. лживость, воровство;

. жестокость по отношению к животным;

5. Младший школьный возраст:

. стремление скрыть причину повреждений и травм;

. одиночество, отсутствие друзей;

. боязнь идти домой после школы;

6. Подростковый возраст:

. побеги из дома;

. суицидальные попытки;

. делинквентное поведение;

употребления алкоголя, наркотиков.

Последствия «обычных физических наказаний

Довольно часто «обычные» наказания приводят к физическим травмам у ребенка в связи с тем, что родители могут потерять контроль над собой и в этом состоянии не соизмеряют силу наказания, не могут остановиться, иногда нанося ребенку серьезные травмы.

Ребенок привыкает к «мягким» наказаниям, например, шлепкам, особенно, когда они входят в повседневную практику. Наказания перестают корректировать его поведение, что приводит к необходимости постоянно увеличивать силу физических воздействий.

Наказания всегда имеют более широкий диапазон воздействия, чем представляется родителям. Например, угроза применения ремня из-за полученной двойки может привести к кратковременным позитивным результатам (ребенок выучит урок), но наверняка вызовет негативное отношение к учебе в целом, склонность скрывать свои проблемы в школе, а так же может способствовать повышению агрессивности.

Физические наказания не позволяют добиться устойчивых положительных изменений в поведении ребенка, более того, в перспективе приводят к более значимым нарушениям, например, нарушению эмоциональных отношений с родителями, искажению самооценки ребенка.

У взрослых всегда существует множество возможностей воздействовать на ребенка, не прибегая к физическим наказаниям. Когда взаимодействие оказывается неэффективным, прежде, чем прибегать к насилию, стоит попытаться понять, с чем это связано.

Когда ребенка наказывают физически, он получает от значимых для него людей следующую информацию о том, что:

- Люди, которые вас больше всего любят - это те, которые вас бьют.

- У вас есть право бить других членов семьи.

- Вы можете применять физическую силу по отношению к другим, когда другие методы не действуют.

Многие дети, которых в детстве били родители, вырастая, сами начинают применять физическую силу по отношению к родителям.

Для детей прямыми психологическими последствиями физического насилия в семье являются выраженные негативные эмоции: страх, тревога, растерянность, беспокойство.

Пролонгированные последствия жестокого обращения в детстве в основном выражаются в задержке психофизического развития, появлении различной неврозоподобной симптоматики: расстройствах сна, аппетита, повышенной тревожности. У многих детей, которых физически наказывали, появлялся энурез, энкопрез, различные тики, ночные страхи и т.п. Подростки склонны давать отчетливые протестные реакции на наказания родителей, типичны также уходы из дома, поиск поддержки в асоциальных компаниях, иногда суицидальное поведение.

Индикаторы физического насилия над детьмисо стороны родителей (Green, 1980)

Необъяснимая отсрочка в обращении родителя и ребенка за медицинской помощью

Противоречия в сообщаемой истории

История несовместима с физическими травмами

Получение повторных подозрительных травм

Родители переносят ответственность за травму на других лиц

Родители обвиняют ребенка в полученных повреждениях

Ребенок многократно помещался в различные учреждения для лечения травм

Ребенок обвиняет родителей или опекуна в нанесении повреждений

Родители в детстве подвергались насилию

Родитель демонстрирует нереалистические и преждевременные ожидания в адрес ребенка.

Это отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям. Отсутствие заботы о ребенке или пренебрежение его нуждами – это в первую очередь, «неспособность родителей обеспечить развитие ребенка – там, где он обязан это сделать, – в следующих аспектах: здоровье, образование, эмоциональное развитие, питание, кров и безопасные условия проживания». (Всемирная Организация Здравоохранения, 2003).

Основные виды пренебрежения нуждами ребенка

Пренебрежение физическими потребностями – ребенка недостаточно кормят, часто оставляют голодным, не одевают или одевают несоответственно погоде. Сюда относится также проживание ребенка в антисанитарных условиях, беспечное отношение к безопасности детей (например, вождение машины, в которой находится ребенок в состоянии алкогольного опьянения)

Пренебрежение медицинской помощью – отсутствие ухода за больным ребенком, когда ребенка не лечат, постоянно забывают давать лекарства, не могут организовать вакцинацию

Недостаточный контроль - оставление ребенка без присмотра, приводящее к высокому риску несчастного случая, частое оставление ребенка на попечение посторонних лиц из-за нежелания родителя заботиться о ребенке;

Нахождение ребенка в опасной или вредной для него среде – от экологической обстановки до оставления его в асоциальной среде

Пренебрежение эмоциональными потребностями ребенка в любви и внимании, носящее особенно травмирующий характер в младенческом возрасте.

Пренебрежение потребностями в образовании и обучении

Употребление матерью по время беременности и кормления алкоголя или наркотиков

Понятие насилия распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, которому преднамеренно причинен серьезный физический ущерб. Ребенок, подвергшийся плохому обращению, – ребенок до 18-летнего возраста, которому причинен ущерб вследствие недостаточного осуществления со стороны родителя или иного лица, его заменяющего, минимальной степени заботы.

Социально-психологические теоретические исследования насилия выделяют ее как органическую часть агрессии и жестокости. Точнее понятия «жестокость» и «насилие» – «более узкие и входят в понятие агрессия» Руководство по предупреждению насилия над детьми//под ред. Асановой Н.К. – М.:ВЛАДОС,1997.[32, с.48].

Агрессию можно определить как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Ениколопов С.Н. Дети и психология агрессии//журнал «Школа здоровья»,1995. [12]. Жестокость – это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению.

Насилие – это нарушение чужого поведения. М.: ВНИИ Проблем исследования,1990. [28]. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых берут за плечи и сильно трясут. Кроме указанных признаков, у детей при этом синдроме появляется кровоизлияние в глазные яблоки. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.

Определяют 4 типа позиции насилия и жестокого обращения с ребенком.

Руководство по предупреждению насилия над детьми// под ред. Асановой Н.К. –М.: ВЛАДОС,1997. [32, с.51]:

. физическое насилие;

. пренебрежение;

. сексуальное насилие;

. психологическое жестокое обращение.

Насилие над детьми может быть двух типов явное и скрытое (косвенное). По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со стороны родственников, в школе – со стороны педагогов или детей, на улице – со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.

.

.

.

Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный портал Российское образование

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Департамент образования Вологодской области

Образовательный портал Вологодской области

Сайт поддержки ГИА в Вологодской области

Официальный интернет-портал правовой информации

Независимая оценка качества